Турбодзен: Богатырский пляс напели духи
5.0 0Турбодзен – это Николай Соболев и Максим Булыгин. Это более 7 лет творчества, 2 альбома и 2 сотни учеников и последователей, открывших для себя новый, и в то же время древний мир варганной музыки. А если оперировать более тонкими материями, то это - пробуждение, возрождение и развитие древнего, исконного мастерства, побуждающего припасть к корням своим и долго-долго слушать ритмы, теряясь в них, балансируя на грани почти физических ощущений того, что ты когда-то знал, но забыл, утратил и вот-вот вспомнишь, обретёшь заново. И, при этом, чувства абсолютной новизны, ошарашенности новым открытием. Музыкальным и не только.
Николай Соболев |
Турбодзен |
Максим Булыгин |
Максим Булыгин: Я довольно рано услышал звуки варгана – лет в 7-8 |
- Как вы сами открыли для себя музыкальный инструмент варган?
Максим: - Я довольно рано услышал звуки варгана – лет в 7-8. Но когда я их услышал, то сразу понял: я хочу это уметь. Маме говорил. Раньше, увидев варган по телевизору, мы думали, что это чукчи сидят и играют непонятно на чём. Мама посмеивалась надо мной. Потом я увидел передачу «Играй, гармонь», где выступал Роберт Загретдинов [http://www.varganca.ru/master-vargan-menuitem/34-musician-section/32-robertzagr-musician-material] - мировой виртуоз игры на кубызе (башкирская разновидность варгана), который показывал разные инструменты и играл на них. Он сказал: «У русских это называется «варган»». Я запомнил это название и, спустя некоторое время, в 2006 году, как-то прогуливаясь по ВДНХ, вспомнил: «Точно, варган! Я хочу купить себе варган!» Зашёл в один музыкальный магазин, там у них лежали ржавые некачественные варганы. Они мне посоветовали зайти в другой. Я зашёл, купил, до сих пор играю.
С Робертом Абдрахмановичем Загретдиновым, в музее Роберта Абдрахмановича Загретдинова, на фоне портрета Роберта Абдрахмановича Загретдинова |
- А этот первый варган – он ещё жив?
М.: - Он ещё жив. Он многое пережил, он весь израненный, но ещё жив.
- А кто мастер?
М.: - Мастер Владимир Поткин.
- Классика…
М.: - Классика, да… Нестареющая.
- Это ещё старая модификация?
М.: - Он очень часто меняет модификацию. Я видел предыдущие, видел последующие, но, по моим наблюдениям, та была лучшая, оптимальная.
- Существует множество разных техник игры на варгане – капли, утиное кряканье, топот лошади… Расскажи о техниках.
Николай.: - Это немного стереотипное осмысление исполнительской техники игры на варгане. У башкир есть подражание лошади, подражание кукушке… У якутов оно есть, у алтайцев. Мы – русские. Традиция игры на варгане у нас ,была почти полностью забыта. Мы целенаправленно не пытались ничего сделать, просто играли так, как из нас идёт, и развили свою технику. Нам нравится то, что мы играем. Это честно, ничего особого не придумываем.
- А что самое необычное из вас шло? Я однажды слышала очень необычное и красивое сочетание бас-гитары и варгана. Своеобразно. Мрачновато, но завораживает. Каков ваш опыт необычного сочетания инструментов?
Н.: - Нам доводилось играть и с джазовыми музыкантами, и с электронщиками, и со всякими экспериментаторами. Может быть, не хватало общих репетиций, общего подхода к музыке, какой-то синхронизации. Не всегда это получалось хорошо, красиво.
Если в «Крутилке» у нас была масса различных экспериментов, то во втором альбоме именно богатырская сущность проходит практически через все композиции |
- Вы уже определились, как ваш стиль называется, или его можно обозначить нейтрально - «этнотранс»?
М.: - Как называется стиль группы «Турбодзен» - мы определились, это «Богатырский стиль».
- Сами придумали, или кто-то такую классификацию дал?
Н.: - Сами придумали. Даже не придумали, а скорее поняли. Духи напели.
- Ваш первый альбом «Крутилка» - это уже богатырский стиль, или ещё нет?
Н.: - Это богатырский стиль, но на стадии своего зарождения. А 20 февраля 2013 года была презентация второго альбома «Богатырский пляс».
- В чём основные отличия от предыдущего?
М.: - Мы стали совсем другими. Наша техника стала более совершенной.
Н.: - Из общих моментов, как нам кажется, смысловая и энергетическая наполненность, музыка более упорядочена. С точки зрения материи – он записан на профессиональной студии, обработан профессиональным звукорежиссёром, мы довольны тем, как звучит альбом из динамиков, в отличие от «Крутилки». И, как мне кажется, этот альбом более равномерный по стилю. Если в «Крутилке» у нас была масса различных экспериментов, то здесь именно богатырская сущность проходит практически через все композиции.
- У вас уже есть свои поклонники?
Н.: - Поклонники? (Смеются) Те, что поклоняются?
М.: - Не уже, а ещё. Мы – группа не начинающая, в этом году было наше семилетие. А ещё – потому что мы в течение 4 лет молчали, не выдавали никаких новых альбомов. Но слушатели по-прежнему есть.
- И вас всё так же приглашали выступать.
М.: - Да, нас приглашали, приглашают и, надеемся, будут приглашать. Поклонники есть не только в России. Я слышал, что нас и в США крутили.
Н.- Мне писал Дэни - любитель нашего творчества, живущий в Австралии, что обожает наше творчество: «Ребята, вы молодцы! Знайте, что в Австралии вы тоже известны».
М.: - Благодаря Интернету, информация распространяется быстрее, масштабнее. Правда, мне само слово «поклонники» не очень нравится. Да и такую музыку тяжело слушать постоянно.
Есть удивительная история: моя жена преподавала английский девочкам-подросткам 12-13 лет. Одна из её учениц рассказала своему однокласснику, что её преподавательница замужем за участником группы «Турбодзен». Он очень удивился. Мне было очень приятно. Так что один поклонник у нас точно есть. Оказывается, он наши фотографии собирает, материалы о группе.
Н.: - Но для нас очень забавно узнавать такие истории, потому что мы никогда не ставили перед собой такую цель – стать популярными, иметь поклонников. Мне кажется, это вообще какой-то побочный эффект нашей деятельности.
- То есть, вы, в первую очередь, играете для себя?
Н.: - Да, конечно! Играем, чтобы творчески реализоваться, чтобы донести до всех остальных, что они тоже могут творчески реализовываться: «Вот люди, смотрите, есть такой простой инструмент – варган, вы тоже можете его взять, научиться играть и творить свою музыку». Что, собственно, многие и делают.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе (с) |
- У вас же ещё и Школа игры на варгане есть?
Николай: - Да.
- Как появилась идея создания своей школы, проведения мастер-классов?
Н.: - Давно это было…(смеётся).
-А сколько лет существует?
Н.: - С 2008 года.
- Много учеников было за это время?
Н.: - Пара сотен была. Не считая мастер-классов по всей стране и разовых занятий.
- Занятия бывают и разовые?
Н.: - Да, бывают, они посвящены определённым темам.
М.: - Когда я играл в одиночку, самостоятельно развивался, мне казалось, что я совсем что-то скромненькое наигрываю, что есть мастера, которых услышишь – потрясёт до глубины души. А потом, когда поездил по фестивалям, посмотрел, как играют люди - понял, что пробел между навыками разных музыкантов очень большой. Мне захотелось как-то восполнить этот пробел, захотелось, чтобы люди научились играть на варганах лучше, чем играли до этого. Так примерно и зародилась идея школы. Потом как-то мы сидели, разговаривали, и Николай предложил: а давай создадим школу игры на варгане.
Н.: - Я помню, как впервые провёл обучающий семинар в магазине «Белые Облака», причём это было по просьбе самих «Белых облаков», именно их арт-директора:
-Давай проведи какой-нибудь обучающий семинар.
- Ну давай попробую...
Я ни разу до этого не делал подобного. Провёл, более-менее получилось. Конечно, не тот был уровень, которого мы достигли сейчас.
Туда же, кстати, пришёл Максим со своим другом. И в конце этого семинара мы с Максимом сыграли дуэтом. Пожалуй, это был первый опыт, когда мы увидели, что народу нравится то, что мы делаем вместе, потому что мы до этого не пытались на публике играть. А тут раз – и народу понравилось. А потом и появилась идея попробовать поучить игре других. И на фестивале «Пустые Холмы» у нас уже был часовой мастер-класс, где собралось порядка 100 человек, может больше, и мы с Максимом играли в один микрофон. Опять же, произвели положительное впечатление. После этого мы утвердились в мысли, что нужно создать свою школу, потому что многие подходили, спрашивали, не учим ли? Поняли, что пора.
Время, расстояние, творчество |
- Вас приглашают куда-нибудь не на уровне самодеятельности, а на уровне муниципалитета, официальных организаций?
М.: - Ну, косвенным образом, тот же фестиваль «Саянское кольцо», фестивали «Алтай», «Крутушка» выходят на деньги различных организаций.
Н.: - Только обычно не чиновники это делают, а организаторы фестивалей на бюджетные деньги. То есть у нас контакт именно с организаторами, а не с госслужащими.
- За границу звали?
Н.: - Звали и зовут. Были в Венгрии, Белоруссии, Украине, есть планы в Германию поехать.
М.: - В Норвегию звали. Правда, мы туда так и не доехали…
- А какое самое необычное место вы посетили с выступлениями?
Н.:- Ну мы с Максимом не всегда вместе ездим – то как группа, то по отдельности, и для каждого из нас это будут разные места.
М.: - Как для группы – это место ссылки Владимира Ильича в Шушенском.
Н.:- Хорошее место было. Фестиваль «Саянское кольцо», проходивший в Красноярском крае, недалеко от границы с Хакасией. А сам я как-то раз забирался со своей женой в Уймонскую долину, это на Алтае. Та самая долина, где раскопали Скифскую Принцессу, оттуда все идут в походы на Белуху.
М.: - Необычное место, где я был с варганом один, для обычного человека абсолютно тривиальное. Это слияние двух рек рядом с городом, в котором я живу – Клязьмы и Учи. Для меня это необычное место. Там полностью меняются мои физические ощущения, условно говоря.
- Персональное Место Силы?
М.: - Да.
- Варган – необычный музыкальный инструмент, его считают сакральным, шаманы используют его при камлании. Он как-то повлиял на ваше мировосприятие? Как жизнь изменилась после того, как вы начали играть?
Н.:- Я бросил заниматься наукой (смеётся). Ну как бросил? Плавно ушёл.
- А кто ты по образованию?
Н.:- Инженер-физик. И, собственно, в процессе написания кандидатской диссертации на меня накатили глубокие переосмысления, я понял, что не хочу больше заниматься наукой.
М.: - У меня тоже кардинальным образом всё изменилось в жизни. По-другому начал видеть, ощущать, переживать. И мне даже кажется, что у меня всё это выбилось из общесуществующей парадигмы. Я жил до этого какой-то обычной жизнью. Потом уволился с работы. Перестал вообще применять для себя такое понятие как «ходить на работу», куда-то устраиваться, что-то делать и менять свой труд на услуги.
- А кем ты до этого работал?
М.:- Ой, я сменил, наверное, штук 30 разных профессий, в основном – в сфере торговли, длинной нитью через всю мою трудовую деятельность протягивается бурение скважин на воду.
- А как к вашему творчеству относятся друзья, знакомые, родители? Ведь не все к таким увлечениям относятся с пониманием.
Н.:- У меня с мамой всё было отлично, потому что она меня и познакомила с варганом. Поэтому у нас с ней изначально было понимание на этот счёт. А сестра моя так до сих пор не понимает этого. Не прониклась всё ещё, хотя в Якутске живёт.
Фото Александра Цверова [http://vk.com/tsverov] |
- Максим рассказал, что он примерно в 7-8 лет впервые услышал варган. А у тебя как происходило знакомство с этим инструментом?
Н.:- Вот, собственно, мама и подарила мне первый варган. Мне было, если не ошибаюсь, 20. Это был, соответственно, 2001 год. Я приехал в Якутск на зимние каникулы, и она мне его вручила на День Рождения. Собственно, с тех пор я и начал на нём играть. Причём, когда мне его вручили, я вообще не знал, куда и как его прислонять, как держать. Я только издалека видел, что он должен находиться где-то в области рта и надо ещё что-то рукой делать. Вот и всё, что я тогда знал.
«Максим купил у меня сначала один варган, потом ещё один. Так и познакомились.» |
- Как вы познакомились?
Н.: - Максим купил у меня варган. Он нашёл меня по какому-то объявлению в Интернете. Мы с ним встретились, он купил у меня сначала один варган - это был венгерский доромб «Тибет», потом договорились ещё встретиться – он купил ещё один. Начали потихонечку играть вместе. Он уже был подсажен на игру, мы просто нашли общую волну, потому что изначально было интересно вместе играть. Вот так и состоялось знакомство.
- Помимо варгана, у вас можно услышать бубен, калимбу, а что ещё?
Н.:- Загляните в мой магазин. У нас всё начиналось с варганов, ими же и продолжается, но появляются новые инструменты, которые подходят для всех. Мы даже концепцию выработали - находить такие инструменты, которые человек, не имеющий специального знания, образования, берёт в руки и сразу начинает играть.
- Камбоджийский варган - бамбуковый ангкуть - странная штука, не правда ли?
Н.: - Почему странная? А если не было у них никаких других материалов, ходили они в набедренных повязках, а поиграть на варгане хочется…
- У вас своя группа, магазин, школа своя, есть что-либо ещё?
Н.: - Конечно, планов громдьё.
- Поделитесь?
Н.: - Вот сейчас у нас есть новый интересный проект – «Академия музыкального развития». Это будет сообщество музыкальных преподавателей, объединённых игрой на нестандартных музыкальных инструментах. Сейчас у нас в этой компании мастера, играющие на варганах, диджириду, губной гармошке. Но мы собираемся ещё привлекать разных преподавателей. Она скоро появится.
- А скоро – это когда?
М.: - Она уже есть!
Н.: - Да, она уже есть. Осталось только проанонсировать и пригласить людей. Эта группа уже есть ВКонтакте.
«Изюминка этой красивой истории как раз в том, что мы все в итоге соберёмся в единый народ» |
Шестой Международный фестиваль варгана |
- Во время игры на варгане с духами общались?
/> - Да, приятный.
Прошлое, будущее, вечное |
- Я тогда не буду это писать – вдруг человек обидится.
Холодова
© Все права защищены. Копирование и перепечатывание возможно только с разрешения автора.
статья добавлена 07.06.2014
Комментарии незарегистрированных пользователей: |
Комментарии зарегистрированных пользователей:
К этой статье еще никто не оставил ни одного комментария. Вы можете стать первым. =)
Только авторизованный пользователь может оставлять комментарии и ставить оценки. Войдите или зарегистрируйтесь.
|