Творчество - Кто? → 

Турбодзен: Богатырский пляс напели духи

5.0  0


Турбодзен – это Николай Соболев и Максим Булыгин. Это более 7 лет творчества, 2 альбома и 2 сотни учеников и последователей, открывших для себя новый, и в то же время древний мир варганной музыки. А если оперировать более тонкими материями, то это - пробуждение, возрождение и развитие древнего, исконного мастерства, побуждающего припасть к корням своим и долго-долго слушать ритмы, теряясь в них, балансируя на грани почти физических ощущений того, что ты когда-то знал, но забыл, утратил и вот-вот вспомнишь, обретёшь заново. И, при этом, чувства абсолютной новизны, ошарашенности новым открытием. Музыкальным и не только.

 

 Николай Соболев

 Турбодзен

      Максим Булыгин

 

Максим Булыгин: Я довольно рано услышал звуки варгана – лет в 7-8

 

 

- Как вы сами открыли для себя музыкальный инструмент варган?

Максим: - Я довольно рано услышал звуки варгана – лет в 7-8. Но когда я их услышал, то сразу понял: я хочу это уметь. Маме говорил. Раньше, увидев варган по телевизору, мы думали, что это чукчи сидят и играют непонятно на чём. Мама посмеивалась надо мной. Потом я увидел передачу «Играй, гармонь», где выступал Роберт Загретдинов [http://www.varganca.ru/master-vargan-menuitem/34-musician-section/32-robertzagr-musician-material] - мировой виртуоз игры на кубызе (башкирская разновидность варгана), который показывал разные инструменты и играл на них. Он сказал: «У русских это называется «варган»». Я запомнил это название и, спустя некоторое время, в 2006 году, как-то прогуливаясь по ВДНХ, вспомнил: «Точно, варган! Я хочу купить себе варган!» Зашёл в один музыкальный магазин, там у них лежали ржавые некачественные варганы. Они мне посоветовали зайти в другой. Я зашёл, купил, до сих пор играю.

 

С Робертом Абдрахмановичем Загретдиновым, в музее Роберта Абдрахмановича Загретдинова, на фоне портрета Роберта Абдрахмановича Загретдинова


 С Робертом Абдрахмановичем Загретдиновым, в музее Роберта Абдрахмановича Загретдинова, на фоне портрета Роберта Абдрахмановича Загретдинова


- А этот первый варган – он ещё жив?

М.: - Он ещё жив. Он многое пережил, он весь израненный, но ещё жив.

 

- А кто мастер?

М.: - Мастер Владимир Поткин.

 

- Классика…

М.: - Классика, да… Нестареющая.

 

- Это ещё старая модификация?

М.: - Он очень часто меняет модификацию. Я видел предыдущие, видел последующие, но, по моим наблюдениям, та была лучшая, оптимальная.

 

- Существует множество разных техник игры на варгане – капли, утиное кряканье, топот лошади… Расскажи о техниках.

Николай.: - Это немного стереотипное осмысление исполнительской техники игры на варгане. У башкир есть подражание лошади, подражание кукушке… У якутов оно есть, у алтайцев. Мы – русские. Традиция игры на варгане у нас ,была почти полностью забыта. Мы целенаправленно не пытались ничего сделать, просто играли так, как из нас идёт, и развили свою технику. Нам нравится то, что мы играем. Это честно, ничего особого не придумываем.

 

- А что самое необычное из вас шло? Я однажды слышала очень необычное и красивое сочетание бас-гитары и варгана. Своеобразно. Мрачновато, но завораживает. Каков ваш опыт необычного сочетания инструментов?

Н.: - Нам доводилось играть и с джазовыми музыкантами, и с электронщиками, и со всякими экспериментаторами. Может быть, не хватало общих репетиций, общего подхода к музыке, какой-то синхронизации. Не всегда это получалось хорошо, красиво.

 

 

Если в «Крутилке» у нас была масса различных экспериментов, то во втором альбоме именно богатырская сущность проходит практически через все композиции

 

 

- Вы уже определились, как ваш стиль называется, или его можно обозначить нейтрально - «этнотранс»?

М.: - Как называется стиль группы «Турбодзен» - мы определились, это «Богатырский стиль».

 

- Сами придумали, или кто-то такую классификацию дал?

Н.: - Сами придумали. Даже не придумали, а скорее поняли. Духи напели.

 

- Ваш первый альбом «Крутилка» - это уже богатырский стиль, или ещё нет?

Н.: - Это богатырский стиль, но на стадии своего зарождения. А 20 февраля 2013 года была презентация второго альбома «Богатырский пляс».

- В чём основные отличия от предыдущего?

М.: - Мы стали совсем другими. Наша техника стала более совершенной.

Н.: - Из общих моментов, как нам кажется, смысловая и энергетическая наполненность, музыка более упорядочена. С точки зрения материи – он записан на профессиональной студии, обработан профессиональным звукорежиссёром, мы довольны тем, как звучит альбом из динамиков, в отличие от «Крутилки». И, как мне кажется, этот альбом более равномерный по стилю. Если в «Крутилке» у нас была масса различных экспериментов, то здесь именно богатырская сущность проходит практически через все композиции.

 

 

- У вас уже есть свои поклонники?

Н.: - Поклонники? (Смеются) Те, что поклоняются?

М.: - Не уже, а ещё. Мы – группа не начинающая, в этом году было наше семилетие. А ещё – потому что мы в течение 4 лет молчали, не выдавали никаких новых альбомов. Но слушатели по-прежнему есть.

 

- И вас всё так же приглашали выступать.

М.: - Да, нас приглашали, приглашают и, надеемся, будут приглашать. Поклонники есть не только в России. Я слышал, что нас и в США крутили.

Н.- Мне писал Дэни - любитель нашего творчества, живущий в Австралии, что обожает наше творчество: «Ребята, вы молодцы! Знайте, что в Австралии вы тоже известны».

М.: - Благодаря Интернету, информация распространяется быстрее, масштабнее. Правда, мне само слово «поклонники» не очень нравится. Да и такую музыку тяжело слушать постоянно.

Есть удивительная история: моя жена преподавала английский девочкам-подросткам 12-13 лет. Одна из её учениц рассказала своему однокласснику, что её преподавательница замужем за участником группы «Турбодзен». Он очень удивился. Мне было очень приятно. Так что один поклонник у нас точно есть. Оказывается, он наши фотографии собирает, материалы о группе.

Н.: - Но для нас очень забавно узнавать такие истории, потому что мы никогда не ставили перед собой такую цель – стать популярными, иметь поклонников. Мне кажется, это вообще какой-то побочный эффект нашей деятельности.

 

- То есть, вы, в первую очередь, играете для себя?

Н.: - Да, конечно! Играем, чтобы творчески реализоваться, чтобы донести до всех остальных, что они тоже могут творчески реализовываться: «Вот люди, смотрите, есть такой простой инструмент – варган, вы тоже можете его взять, научиться играть и творить свою музыку». Что, собственно, многие и делают.

 

 

 

Учат в школе, учат в школе, учат в школе (с)

 


 

 

- У вас же ещё и Школа игры на варгане есть?

Николай: - Да.

 

- Как появилась идея создания своей школы, проведения мастер-классов?

Н.: - Давно это было…(смеётся).

 

-А сколько лет существует?

Н.: - С 2008 года.

 

- Много учеников было за это время?

Н.: - Пара сотен была. Не считая мастер-классов по всей стране и разовых занятий.

 

- Занятия бывают и разовые?

Н.: - Да, бывают, они посвящены определённым темам.

 

М.: - Когда я играл в одиночку, самостоятельно развивался, мне казалось, что я совсем что-то скромненькое наигрываю, что есть мастера, которых услышишь – потрясёт до глубины души. А потом, когда поездил по фестивалям, посмотрел, как играют люди - понял, что пробел между навыками разных музыкантов очень большой. Мне захотелось как-то восполнить этот пробел, захотелось, чтобы люди научились играть на варганах лучше, чем играли до этого. Так примерно и зародилась идея школы. Потом как-то мы сидели, разговаривали, и Николай предложил: а давай создадим школу игры на варгане.


 

Н.: - Я помню, как впервые провёл обучающий семинар в магазине «Белые Облака», причём это было по просьбе самих «Белых облаков», именно их арт-директора:

-Давай проведи какой-нибудь обучающий семинар.

- Ну давай попробую...

Я ни разу до этого не делал подобного. Провёл, более-менее получилось. Конечно, не тот был уровень, которого мы достигли сейчас.

Туда же, кстати, пришёл Максим со своим другом. И в конце этого семинара мы с Максимом сыграли дуэтом. Пожалуй, это был первый опыт, когда мы увидели, что народу нравится то, что мы делаем вместе, потому что мы до этого не пытались на публике играть. А тут раз – и народу понравилось. А потом и появилась идея попробовать поучить игре других. И на фестивале «Пустые Холмы» у нас уже был часовой мастер-класс, где собралось порядка 100 человек, может больше, и мы с Максимом играли в один микрофон. Опять же, произвели положительное впечатление. После этого мы утвердились в мысли, что нужно создать свою школу, потому что многие подходили, спрашивали, не учим ли? Поняли, что пора.

 

 

Время, расстояние, творчество

 

 

- Вас приглашают куда-нибудь не на уровне самодеятельности, а на уровне муниципалитета, официальных организаций?

М.: - Ну, косвенным образом, тот же фестиваль «Саянское кольцо», фестивали «Алтай», «Крутушка» выходят на деньги различных организаций.

Н.: - Только обычно не чиновники это делают, а организаторы фестивалей на бюджетные деньги. То есть у нас контакт именно с организаторами, а не с госслужащими.

 

- За границу звали?

Н.: - Звали и зовут. Были в Венгрии, Белоруссии, Украине, есть планы в Германию поехать.

М.: - В Норвегию звали. Правда, мы туда так и не доехали…

 

- А какое самое необычное место вы посетили с выступлениями?


Н.:- Ну мы с Максимом не всегда вместе ездим – то как группа, то по отдельности, и для каждого из нас это будут разные места.

М.: - Как для группы – это место ссылки Владимира Ильича в Шушенском.

Н.:- Хорошее место было. Фестиваль «Саянское кольцо», проходивший в Красноярском крае, недалеко от границы с Хакасией. А сам я как-то раз забирался со своей женой в Уймонскую долину, это на Алтае. Та самая долина, где раскопали Скифскую Принцессу, оттуда все идут в походы на Белуху.

М.: - Необычное место, где я был с варганом один, для обычного человека абсолютно тривиальное. Это слияние двух рек рядом с городом, в котором я живу – Клязьмы и Учи. Для меня это необычное место. Там полностью меняются мои физические ощущения, условно говоря.

 

- Персональное Место Силы?

М.: - Да.

 

- Варган – необычный музыкальный инструмент, его считают сакральным, шаманы используют его при камлании. Он как-то повлиял на ваше мировосприятие? Как жизнь изменилась после того, как вы начали играть?

Н.:- Я бросил заниматься наукой (смеётся). Ну как бросил? Плавно ушёл.

 

- А кто ты по образованию?

Н.:- Инженер-физик. И, собственно, в процессе написания кандидатской диссертации на меня накатили глубокие переосмысления, я понял, что не хочу больше заниматься наукой.

 

М.: - У меня тоже кардинальным образом всё изменилось в жизни. По-другому начал видеть, ощущать, переживать. И мне даже кажется, что у меня всё это выбилось из общесуществующей парадигмы. Я жил до этого какой-то обычной жизнью. Потом уволился с работы. Перестал вообще применять для себя такое понятие как «ходить на работу», куда-то устраиваться, что-то делать и менять свой труд на услуги.


 

- А кем ты до этого работал?

М.:- Ой, я сменил, наверное, штук 30 разных профессий, в основном – в сфере торговли, длинной нитью через всю мою трудовую деятельность протягивается бурение скважин на воду.

 

- А как к вашему творчеству относятся друзья, знакомые, родители? Ведь не все к таким увлечениям относятся с пониманием.

Н.:- У меня с мамой всё было отлично, потому что она меня и познакомила с варганом. Поэтому у нас с ней изначально было понимание на этот счёт. А сестра моя так до сих пор не понимает этого. Не прониклась всё ещё, хотя в Якутске живёт.

Фото Александра Цверова [http://vk.com/tsverov]

 

 

- Максим рассказал, что он примерно в 7-8 лет впервые услышал варган. А у тебя как происходило знакомство с этим инструментом?

Н.:- Вот, собственно, мама и подарила мне первый варган. Мне было, если не ошибаюсь, 20. Это был, соответственно, 2001 год. Я приехал в Якутск на зимние каникулы, и она мне его вручила на День Рождения. Собственно, с тех пор я и начал на нём играть. Причём, когда мне его вручили, я вообще не знал, куда и как его прислонять, как держать. Я только издалека видел, что он должен находиться где-то в области рта и надо ещё что-то рукой делать. Вот и всё, что я тогда знал.

 

 

«Максим купил у меня сначала один варган, потом ещё один. Так и познакомились.»

 

- Как вы познакомились?

Н.: - Максим купил у меня варган. Он нашёл меня по какому-то объявлению в Интернете. Мы с ним встретились, он купил у меня сначала один варган - это был венгерский доромб «Тибет», потом договорились ещё встретиться – он купил ещё один. Начали потихонечку играть вместе. Он уже был подсажен на игру, мы просто нашли общую волну, потому что изначально было интересно вместе играть. Вот так и состоялось знакомство.

 

- Помимо варгана, у вас можно услышать бубен, калимбу, а что ещё?

Н.:- Загляните в мой магазин. У нас всё начиналось с варганов, ими же и продолжается, но появляются новые инструменты, которые подходят для всех. Мы даже концепцию выработали - находить такие инструменты, которые человек, не имеющий специального знания, образования, берёт в руки и сразу начинает играть.

 

 

- Камбоджийский варган - бамбуковый ангкуть - странная штука, не правда ли?

Н.: - Почему странная? А если не было у них никаких других материалов, ходили они в набедренных повязках, а поиграть на варгане хочется…


 

 

- У вас своя группа, магазин, школа своя, есть что-либо ещё?

Н.: - Конечно, планов громдьё.

 

- Поделитесь?

Н.: - Вот сейчас у нас есть новый интересный проект – «Академия музыкального развития». Это будет сообщество музыкальных преподавателей, объединённых игрой на нестандартных музыкальных инструментах. Сейчас у нас в этой компании мастера, играющие на варганах, диджириду, губной гармошке. Но мы собираемся ещё привлекать разных преподавателей. Она скоро появится.

 

- А скоро – это когда?

М.: - Она уже есть!

Н.: - Да, она уже есть. Осталось только проанонсировать и пригласить людей. Эта группа уже есть ВКонтакте.

 

«Изюминка этой красивой истории как раз в том, что мы все в итоге соберёмся в единый народ»

 

 

  - Вопрос по истории варгана. В Украине есть даже своё название варгана – дрымба. В России были свои традиции использования этого инструмента, и в последнее десятилетие о варгане стали потихонечку заново узнавать. Стало больше мастеров, появляются объединения, сообщества. А в Белоруссии и Украине люди знают, что это за инструмент?
 
Н.: - В Украине с этим гораздо лучше, чем в Белоруссии, а у нас – лучше, чем в Украине. За последние года три там тоже начался активный подъём, появились мастера, причём мастера хорошие, а в Белоруссии, к сожалению, мало. Может и найдётся пара-тройка.На территории России самая древняя археологическая находка варгана, по-моему, датируется IХ веком. Но, опять же, здесь многое зависит от внешних условий - металл достаточно быстро разрушается, практически растворяется в земле. Вероятно, они у нас были и раньше, но сохранилась находка только IХ века.А в Азии никаких аналогичных находок, естественно, нет - там работа с металлом появилась гораздо позже, чем в Европе. Но в Азии он сохранился в том виде, в каком и появился, то есть, он там и не исчезал никогда.А вот история из-за рубежа. Один итальянский исполнитель рассказывал, что на Сицилии был найден варган, который датируется IV веком до н.э. То есть 2 400 лет назад там были варганы. Это – самый древний найденный варган. На Сицилии он всегда был народным инструментом, которым остаётся и по сей день.
 
М.: - Кстати говоря, внешне немного похож на индийский.
 
- Я слышала историю о том, что варган – индоевропейский инструмент.

 

Шестой Международный фестиваль варгана


 Шестой Международный фестиваль варгана

 
 М.: - Изюминка этой красивой истории как раз в том, что мы все в итоге соберёмся в единый народ, и сигналом для наиболее продвинутых из нас послужит как раз варган. 

- Здорово! А это чья история?
 
М.: - Моя. - Итак, история варгана от группы «Турбодзен».
 
Н.: - Официальная, или не официальная?

- Так, которую вы считаете правильной.
 
Н.: - У меня одна легенда, которая сформировалась в моём сознании. Я так думаю, что варган пришёл к нам от ариев. И это был не столько музыкальный инструмент, сколько инструмент для самопознания, внутренней работы с самим собой. Арии перемещались, распространялись по всему миру, неся с собой и варганы. Часть ариев оседала, ассимилировала, появлялись другие разновидности варганов, которые звучали так, как больше соответствует тем частотам местности, в которой они находились. Потом, естественно, всё это было забыто, арии ушли, превратились кто - в какой народ. Но в том или ином виде основная ветвь закончила дрейфовать в Индии, где варганы до сих пор распространены в горах. У них достаточно специфический звук - высокий.М.: - Мне кажется, что вот это, опять же, идёт из области альтернативной истории, наверное, что индийский варган ближе всего к тому инструменту, какой был у ариев.Я немного заморочен такой сверхидеей - создать Совершенный Варган. У меня варганов много – покупал, брал на всяких разных мероприятиях, а потом понял, что вот нету такого, чтобы на 100% меня удовлетворял. Чтобы он подходил по вибрациям к моему телу, внутреннему миру и т.д.
 
- А Поткинский?
 
М.: - А Поткинский – любимый, но это не значит, что он меня полностью удовлетворяет. Во многом, создавая Совершенный Варган (может быть, я никогда его не создам, но буду пытаться), я опирался бы как раз на ту конструкцию, которая присуща индийским варганам. 

- Максим, а ты сам делаешь варганы?
 
М: - Пока не делаю. Я их переделываю. Часто мастера присылают варганы или с какими-то дефектами, или не совсем хорошо настроенные. У меня большой опыт в доделывании варганов. А так вообще в голове-то есть идея в будущем поделать самому.

 - Во время игры на варгане с духами общались?
 
Н.: - С духами? Конечно, общались. И общаемся!
 
М.: - Смотря что понимать под этим определением. Если духов представлять как некое эфирное образование – привидение, которое пришло к тебе и говорит: «Здравствуй! Ты играешь на варгане!», то такого нет.
 
Н.: - Да, здесь же вопрос в терминологии. Многие просто неправильно понимают это слово.
 
- А как вы понимаете это слово?
 
М.: - Для меня не существуют духи. Вернее – они существуют, но имеют совершенно любую форму. Вот, например, мы здесь втроём сидим, и здесь – дух.
Для меня дух – это основа всего сущего, Альфа и Омега, верх и низ, та точка, в которой сходится всё пространство, центр всего.
 
Н.: - Дух в моём понимании – это самое масштабное живое начало. А есть духи-составляющие этого большого Духа. И если себе представлять это на уровне сознания, то, по сути, это некие слои нашего сознания. Например, вам кто-то говорит: «вы в своём духе», бывает ведь такое, или, наоборот, люди говорят «я сегодня не в духе». Это как раз значит, что сегодня человек свою суть не отражает. А бывает, что наоборот отражает. Кто-то может сказать «это не в его духе», это значит, что кого-то захватил другой дух. То есть, по сути, дух – это состояние сознания. И духов мы можем видеть, опять же, только сознанием, а не глазами. Например, у этого здания есть свой дух. У этой чайной есть свой дух.

 /> - Да, приятный.

 

М.: - Причём довольно неплохой, молодой. (В этот момент хозяйка чайной оживилась, заулыбалась: «Да, мне об этом часто говорят»). 

- Откуда появилось название группы?
 
Н.: - От духов (смеётся). Сидели как-то просто на поляне, думали, как назваться. Ведь пока нет названия – нет и группы. Долго думали, несколько месяцев – совместно, дистанционно, общаясь через СМС.
 
- И чья была идея?
 
Н.: - Максима. Он в какой-то момент выдал сходу. У него вообще это хорошо получается – выдавать названия, словесные формы.
 
 - И как в итоге? Дзен был достигнут?
 
Н.: - В процессе.Когда придумываешь что-то необычное - оно всегда находит себе жизнь, оно оживает, это название. Словотворчество – это очень интересно. Мне очень близок этот подход. Например название варгана «кряхтенье шамана», слово «дергач», которым все пользуются – варган, на котором играют, дёргая за ниточку. Вот сейчас я пытаюсь придумать русское название для вьетнамского «дан моя». Пока что такого, чтобы прижилось, не придумал. В плане словотворчества мне очень нравится Питер. Когда я гуляю по Питеру – я наслаждаюсь названиями магазинов. Петербуржцы - оригинальны, они не боятся показаться странными. Например, там есть магазинчик канцтоваров, который называется «Канцелярская крыса». В Москве никому и в голову не придёт назвать так свой магазин, здесь скорее назовут «Золотая скрепка» или «Бриллиантовый файл». И в Питере таких названий много!

 

Прошлое, будущее, вечное

 

    
- Некоторое время «Турбодзен» был трио, сейчас – дуэт. Это был какой-то особый проект?
 
Н.: - У нас был этап, когда мы были трио, но потом мы вернулись в формат дуэта.
 
- Не прижился участник?Н.: - Дело не в том, что не прижился, просто он, как сам говорил, оказался не готов.
 
- Не готов к чему?
 
Н.:- Не готов к свободному творчеству.
 - Я тогда не буду это писать – вдруг человек обидится.
 
Н.:- Нет, не обидится, он сам в этом признаётся. У нас с ним прекрасные отношения. Просто человек сам понял, что есть в нём что-то, что мешает ему свободно встраиваться в этот поток. Он прошёл на курсы по психологии – экспресс-получение новой профессии, - как раз чтобы разобраться в себе, познать себя.
 
- А вы так и планируете остаться дуэтом, или у вас какие-то планы по развитию – добавить перкуссию, например?
 
Н.: - Да, есть задумки всякие разные, но пока они не материализовались, поэтому лучше их не озвучивать. А вообще мы не собираемся какие-то ограничения делать.
 
М.: - Кроме, разве что, ближайшие лет 50 на Земле всё-таки пожить.
 
Н.: - Хотя, может, лет через 20 можно будет и на Марс слетать с концертом. 

Но это будет потом. А сейчас предлагаем читателю посетить занятия в Школу варгана Турбодзен, зайти в Магазин этнических инструментов, купить варган – верного спутника своих путешествий вглубь себя, в глубь истории и культуры, и сыграть музыку, которую играли наши предки тысячелетия назад, но уже на новый лад, по-своему, как это делает группа «Турбодзен». А подключиться к их «Богатырскому плясу» можно здесь. А ещё любителей творчества группы скоро «закрутит» по-новому — готовится переиздание первого альбома «Крутилка». 

Снежана
Холодова


© Все права защищены. Копирование и перепечатывание возможно только с разрешения автора.
статья добавлена 07.06.2014


Комментарии незарегистрированных пользователей:

5.0
оценок:1

Комментарии зарегистрированных пользователей:
К этой статье еще никто не оставил ни одного комментария. Вы можете стать первым. =)
Только авторизованный пользователь может оставлять комментарии и ставить оценки. Войдите или зарегистрируйтесь.